ЧТО СКРЫВАЕТ ФОРСАЙТ, ИЛИ технология формирования будущего
ема «детство» – не единственная, которая требует участия. Но если реализовывать форсайт-проект, то ИМЕННО ЭТА ТЕМА МОЖЕТ СТАТЬ ПЕРВОЙ. ВЕДЬ ВОПРОС О ДЕТСТВЕ – ЭТО И ЕСТЬ ВОПРОС О БУДУЩЕМ
Общественная программа "Детство" была инициирована два года назад главой фонда «Мое поколение», по совместительству руководителем Аппарата Общественной палаты РФ Алиной Федоровной Радченко. Вся жизнь этой молодой женщины: бизнес, затем политика, общественная деятельность, общение с зарубежными коллегами, наконец, рождение ребенка – все это дало необходимую базу и позволило всерьез задуматься над системными проблемами детства в России. О том, что такое форсайт, зачем он нам нужен и какое будущее ожидает наших детей, журналу «Мамонтёнок» рассказала идеолог и вдохновитель проекта Алина Радченко.
Вперед в будущее
Тезис о том, что будущего нет, что будущее создается прямо сейчас – не просто один из броских манифестов интеллектуалов-авангардистов. Это практика современной жизни.
Однако в каком будущем окажется страна через полвека, какое место она будет занимать в мировом пространстве, в какой стране будет жить следующее поколение – эти вопросы в России почти не обсуждаются. Главной сферой внимания и приложения усилий власти, бизнеса и общества остается сегодняшняя действительность – разрешение текущих проблем. Мы оказываемся в ситуации, когда вынуждены реагировать, а не опережать.
Переход России на инновационный путь развития, ее включение в мировую конкуренцию за будущее заставляет нас определиться с темой, развитие которой позволит России сделать это будущее достойным.
Тема «детство», безусловно, не единственная, которая требует общественного участия. Но если реализовать форсайт-проект, то именно эта тема может стать первой. Ведь вопрос о детстве – это и есть вопрос о будущем. Те, кому сегодня 10–15 лет, к 2030–2040 годам будут составлять костяк российского общества. Станет ли подрастающее поколение жить в стране с инновационной экономикой или будет населением «страны-карлика» – вопрос наших усилий и действий сегодня.
В инновационной экономике сверхприбыли создаются не за счет материального производства, не за счет продажи природных ресурсов и не за счет концентрации капитала. Новая экономика строится на внедрении инноваций и постоянном создании следующего уровня возможностей (технологических, социальных, интеллектуальных). За счет специальных технологий создания образов будущего, в которые начинают втягиваться массы людей, начиная от рядовых потребителей и частных предпринимателей и заканчивая главами крупных корпораций, государственных и политических деятелей, оно все больше перетягивается в зону принятия решений настоящего. Тем самым со страниц футурологических отчетов и сценариев будущее постепенно переходит в реальность жизни и начинает осуществляться.
Одним из ключевых компонентов инновационной экономики является технология форсайта. Она появилась как одна из первых рабочих технологий по мобилизации усилий множества людей на создание будущего. Главная инновационная сила форсайта состоит в том, что это действие по созданию будущего. В форсайте важен не столько результат, сколько процесс вовлечения максимального числа заинтересованных лиц в формирование будущего.
Все просто
Схема работы Форсайта действительно поражает своей нетривиальностью. Приведем пример: компания Intel объявляет, что к 2015 г. будет изобретен новый продукт – компьютер на основе нанотехнологий. Компания формирует заказы на разработку технологической базы для нового продукта. Научные коллективы и исследовательские центры вынуждены бороться за получение финансирования на разработку. Наука процветает, рынок получает избыток инновационных идей. Акции Intel растут в цене, компания может продолжать финансирование работ. Параллельно формируется будущий потребительский рынок. Хотя самого продукта еще нет, а пользователи уже обсуждают, какого цвета будет их «нано-компьютер». Прилагается много усилий, но важно, что задействованы все игроки – от самой компании до конечного потребителя. А вместе они работают на формирование будущего, в котором появится «нано-компьютер». Вероятность такого будущего резко возрастает: на него работают сотни тысяч людей.
Появившись около 30 лет назад, сегодня форсайт стал одним из основных инструментов инновационной экономики. Сначала его применяли для формирования образов будущего в сфере технологий, там он отработан особенно хорошо. Затем технология форсайта стала использоваться в бизнесе – дорожные карты и результаты форсайт-проектов стали основанием для разработки стратегий в бизнесе. С 1990-х годов форсайт начал использоваться в общественно-политической сфере. Дорожные карты формируются по темам: образование, качество жизни, культура и межнациональное общение, сотрудничество между поколениями.
Дорожная карта
Для России сегодня форсайт является скорее инновацией, чем практикой жизни. Проводятся первые исследования, начинают разрабатываться дорожные карты. Они выступают чем-то вроде «навигатора по будущему», своеобразной «картой военных действий»: позволяют участникам понимать и видеть, что могут делать другие участники и к каким последствиям это приведет.
При построении дорожной карты были разделены явления, которые имеют собственную логику развития и не зависят от прилагаемых усилий, и зоны, по отношению к которым решения еще возможны и находятся в поле общественной компетенции. На экспертных семинарах был введен специальный режим имитации того, что будет происходить при тех или иных изменениях – введении инноваций и социальных трансформациях – и были выделены зоны, в которых действия актуальны и могут привести к достижению существенных условий. Были определены временные горизонты, в которых это еще возможно.
Из всего широкого перечня объявленных технологических инноваций совместно с экспертами были выделены те, которые в наибольшей степени окажут влияние на состояние детства в России. На карте можно видеть эти технологические инновации и планируемое время их введения в массовое потребление.
Многие выводы проекта должны изменить представление о необходимых мерах в сфере работы с детьми. Например, к 2015 году более половины населения земли будут пользоваться Интернетом. Для большей части населения развитых стран будут стерты языковые границы, образование можно будет получить через Интернет из любой точки планеты. Варианты развития нужно учитывать на уровне государственной политики, в сфере образования и производства детских товаров. Необходимо наряду с традиционной классно-урочной системой предлагать детям на выбор набор образовательных «меню». Кроме того, важную роль играет учет интересов детей при создании инновационных технологий и сред обитания.
Запоздалые дискуссии, или «поздняк метаться»
Сегодня многие привыкли обсуждать: как нам защититься от мирового кризиса, как преодолеть демографический спад, на экономику какого типа делать ставку. Этот список можно продолжать, но в этих обсуждениях мы замечаем одну поразительную вещь: думать над этим вообще-то уже поздно. По многим направлениям соревнования уже выиграны, победители получили награды, а мы только готовимся к выходу на стартовую дорожку. Как говорится, «поздняк метаться». Поэтому сейчас на повестку дня общество должно поставить стратегические вопросы, то есть те, к соревнованию по которым мир только готовится.
И тут мы вынуждены согласиться с Дэниелом Торнили, который сказал, что фактически все, что россияне сейчас могут поставить на карту в современном мире – это их молодые образованные люди. И это действительно так. Идея о «человеческом капитале», и о том, что именно он, а не «вещественный капитал» в современном мире определяет конкурентоспособность, известна с середины прошлого века. С большой долей уверенности можно сказать: качество человеческого капитала будущей России – вот та сфера, в которой мы еще не опоздали, и она как никогда актуальна в современном мире. Речь идет не о сегодняшнем работоспособном населении (тут уже ничего не поделаешь), а о следующем поколении, фактически – о наших детях, о тех, кто через 20-30 лет будет определять облик страны, и кто уже будет жить в мире, в котором сырье и другие важные сегодня ресурсы не будут цениться.
МАМОНТЁНОК: Алина Федоровна, как я понимаю, форсайт – это некая технология, позволяющая, если можно так выразиться, смоделировать будущее?
АЛИНА РАДЧЕНКО: Вы правы. Форсайт – это относительно новая социальная технология формирования будущего, которая применяется во всем мире с 1960-х годов. Сначала на основании экспертных оценок делаются прогнозы. Существует ряд техник, которые позволяют сделать эти прогнозы достаточно точными.
М: Эту технологию можно применить в любой сфере?
А.Р.: Практически в любой. Но мы пришли к пониманию того, что сегодня самый важный объект для нашей страны – детство. Мы это поняли, исходя из работы Общественной палаты, из анализа социально-экономических программ государства и посланий Президента, наконец, из собственной озабоченности будущим страны. Мы видим, что зачастую в качестве объекта инвестирования предлагаются различные области, которые через 20-30 лет никому не будут нужны… Человек – единственная область вложения средств, где мы еще не опоздали.
М: Почему вы остановились на цифре 2030?
А.Р.: Именно к 2030 году наши дети станут активными гражданами, которые нас с вами будут кормить. Значит, наша задача – сегодня вкладываться в них. Именно сегодня всем нам: родителям, общественным организациям, правозащитникам, государству, нужно этим озаботиться и в необходимых сферах приложить усилия, чтобы наши дети и внуки имели шанс на успех в будущем. Мы пытаемся понять, каковы возможные позитивные и негативные сценарии развития страны до 2030 года. Что ожидает нас с вами в 2030 году в области экономики, в социальной сфере, экологии, если мы вообще ничего не будем делать. И к чему мы можем придти, если будем прикладывать вполне определенные усилия в той или иной области, каков позитивный сценарий. Каждый раз в зависимости от того, какая развилка пройдена – приложены усилия, не приложены усилия, степень приближения к позитивному сценарию будет разная. Не отреагировали мы на вызовы будущего – сценарий негативный, успели отреагировать – сдвиг в позитив.
Когда мы все эти вещи сравниваем, выстраивается некая дорожная карта, которая, по сути, идентична карте на местности. Где, условно говоря, горизонталь – это время, а вертикаль – те сферы, которые необходимо задействовать в той или иной мере, чтобы эти условия обеспечить. Вот, в двух словах, технология форсайта. Нашим проектом определены те сферы и возможные векторы приложения усилий, где мы должны все вместе поработать.
М: Ваши выводы основаны на уже существующих технологиях – социальных, научных, промышленных – или Вы пытаетесь заглянуть в будущее?
А.Р.: Основываясь на разработках, которые уже есть, мы делаем свои прогнозы. Например, кто-то из наших оппонентов, не желая вникать в суть проекта, говорит что мы призываем к чипизации мозга. Нет, мы не призываем к чипизации мозга. Мы говорим, что есть разные программы в области техники, генной инженерии, которые, внедрим мы форсайт или пустим все на самотек, все равно появятся. Та же самая чипизация мозга – это просто вопрос времени. И хотим мы того или нет в недалеком будущем это станет частью нашей жизни. Вопрос в том, будем ли мы с вами и наши дети готовы жить в этой среде? Сможем ли мы быть конкурентоспособными со своей системой образования, если рядом за доступные деньги будет предложен чип в любой профессиональной компетенции? Не прятаться, а выживать в этой среде. Условно говоря, пришла зима – надели шубы, пришла чипизация мозга – надо быть к этому готовым. Сегодня мы можем заложить возможность отнестись к этому объективно.
М: Приведите, пожалуйста, примеры успешного применения технологии форсайта.
А.Р.: Все форсайты разрабатываются применительно к какому-то объекту. Эта технология широко распространена в бизнесе. Впервые с заметным успехом применила эту технологию компания NOKIA. В свое время компания занималась резинотехническими изделиями и древесиной. Однажды они задумались, куда вложить деньги. Провели форсайт-исследования, определили, что будущее за мобильной связью и вложились туда. При этом они потеряли огромное количество своих акционеров, но теперь, мы видим – они впереди планеты всей в области мобильной телефонии. На тот момент они не были поняты.
М: Какие сферы деятельности могут быть затронуты проектом «Детство 2030»?
А.Р.: Очень многие. Допустим, мы говорим о доступности медицины, о здоровом образе жизни, о материнском здоровье. Мы не исключаем семью, школу, воспитательную среду, в которой находится ребенок. Мы говорим о бизнесе для детства и ответственном поведении производителей, которые в той или иной степени оказывают негативное влияние на детей. Форсайт – это технология, позволяющая задать рамку общей работы различных участников по сферам, в которых нужны усилия, приводящие к определенным результатам. Уже сейчас работа должна вестись постоянно и мониториться. Мы решили идти по сферам, потому что неподготовленному человеку сложно воспринять проект целиком. Пока его легче воспринимают по частям. Однако это все равно, что с маленькой лупой изучать слона: увидели хвост – описали, увидели хобот – описали. А на самом деле надо просто подальше отойти, отрешиться от текущих представлений о том, как надо заниматься детством, посмотреть на проблему под другим углом.
М: Привлечь к этой работе институты гражданского общества, на мой взгляд, не так сложно. А как заинтересовать, скажем, министерства?
А.Р.: С министерствами мы ведем переговоры, они говорят – нет проблем – организуйте площадку, привлекайте экспертов, общественность, мы присоединимся. Минобразования, Минюст, Минздрав, МВД – все готовы подключиться к работе, совместно вырабатывать положения в своей части, в своей области. Но будучи скоординированными с другими, часть каждого и даст синергию. По сути, отсутствие координации, отсутствие единого органа по теме детства – самая большая проблема для решения вопросов детства на государственном уровне.
М: А сами дети будут участвовать в проекте?
А.Р.: Однозначно! Мы вовлекаем детей. Они начинают мыслить масштабно, начинают осознавать свое место и роль в мире сегодняшнем и завтрашнем. Они перестают воспринимать себя неполноценными «недочеловеками», жизнь которых начнется потом. Они уже сейчас начинают понимать: Опа! Да мы тут - самые главные, по поводу нас все суетятся. Включение детей в этот процесс – это само по себе явление. Дети сами должны начать осознавать, что будущее уже сейчас формируется и оно, в том числе и в их руках. Наша задача – сделать этот проект как можно более доступным для всех, кто мог бы сюда включаться – для детей, для взрослых, для органов государственной власти, чтобы они увидели – это реальная площадка, на которой можно сотворить.
М: Каковы ближайшие шаги в реализации проекта?
А.Р.: На Всемирной универсальной выставке «Экспо-2010», которая пройдет в Шанхае, будет российский павильон, гуманитарная программа которого основана на результатах форсайт-проекта. Тема «Экспо» – «лучший город для лучшей жизни», и наш российский лозунг – «лучший город тот, в котором счастливы дети». Мы организуем работу экспертных групп, одну из экспертных площадок мы создали в интернете (2010-2030.com), на выставке дети совместно со взрослыми смогут участвовать в проектировании среды, города, в котором они будут жить в будущем.
-М: Идея очень масштабная, требующая, судя по всему, и серьезного финансового подкрепления…
А.Р.: Идея глобальная, если взять на себя эту ношу и понести ее одному, сказать: мы за вас все сделаем, а вы подождите. Мы предлагаем всем делать это вместе. И если у вас есть опыт и желание, мы открыты для сотрудничества. Может быть, пока на уровне отдельного города, школы, дома. Пилот всегда требует больше средств, потому что здесь идут отработки, привлечение специалистов, варианты, которые могут не прижиться. Когда технология будет отработана, дальнейшая ее трансляция станет уже проще и дешевле. Поэтому мы выходим с инициативой на мэрию Москвы сделать город Зеленоград пилотным проектом города, дружественного детям. Мэр города Мурманска сам вышел на нас с предложением реализовать пилотный проект «город для детей». И мы уже приступили к взаимодействию по его запуску. Мы вообще говорим о том, что надо перераспределять средства в пользу детей. Надо вкладывать в детство наряду с нанотехнологиями, газом, космосом, машиностроением, банковской системой. Ведь дети – самая приоритетная «отрасль», наш основной стратегический ресурс, человеческий капитал.
М: Алина Федоровна, что побудило лично Вас заняться этим проектом?
А.Р.: Я живу, чтобы создать рай на земле (улыбается). Наверное, каждый об этом мечтает. Я занималась бизнесом, политикой, потом нащупала самый короткий «путь к раю». Я пробиваю кучу стен, набиваю шишки, но получаю колоссальное удовлетворение, потому что именно здесь я ощущаю, что это настоящее. Мне не надо никакого оправдания собственного существования. Я живу по принципу – делай, что должен, и будь что будет.
По итогам проведенного в рамках форсайт-проекта анализа были выделены 2 периода, в которых Россию ждут ее собственные кризисы:
- 2012-2016 годы
Единовременно сойдется несколько процессов:
· Смена поколений (основные места у власти, бизнеса и т.д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценностей великой державы); смена электората - политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи;
· Единовременный (2-3 года) выход из строя технологического оборудования индустриальной эпохи, развал инфраструктур;
· Демографический спад (резкое снижение числа трудоспособного населения);
· Вынужденная миграция;
· Давление новых экономических гигантов (Китай, Индия, Объединенная Европа);
· Резкое падение доходов от нефти.
-2030-2040 годы
· Мир окончательно перейдет на инновационные рельсы: в странах, где только сейчас начинается переход на инновационную экономику, он будет завершен. Основная промышленность будет освоена Новым Миром (Китай и Индия), и Россия уже не сможет быть конкурентной в промышленной сфере. Китай и Индия также включатся в инновационные процессы благодаря тому, что уже сегодня они переходят на экономику «двух рельсов» – построенную на совмещении индустриальных и инновационных принципов;
· Россия, в случае естественного хода событий, уже не сможет поддерживать свою уникальность и конкурентоспособность на мировом уровне и превратится в «страну-карлика».